САМБО В ШКОЛЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья опубликована в электронной версии журнала "Педагогический вестник Карелии" №3 (43)

Аннотация: рассматриваются некоторые подходы применения самбо на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении из практического опыта педагога.

Самбо является отечественной системой физической подготовки. История развития самбо начинается с 1938 года. Более 77 лет данный вид спортивных единоборств обогащается эффективными физическими упражнениями. Внедрение накопленного опыта самбо в физическую культуру России актуально.

Граждане России могут гордиться тем, что именно на территории нашего государства смогли создать единоборство, которое получило мировую известность. Внедрение самбо в уроки физической культуры имеет большое значение при воспитании у обучающихся школ России патриотизма и любви к своей Родине.

Самбо ассоциируется у граждан с единоборством, которым сложно заниматься. Считается, что это энергозатратный вид спорта. Ещё одно заблуждение – это то, что полноценно обучиться броскам и болевым приёмам возможно лишь в том случае, если посещать тренировочные занятия по нескольку раз в неделю в профессиональных клубах и ДЮСШ.

В современном уроке физической культуры одна из задач - это формирование универсальных учебных действий. При этом основной целью является разностороннее физическое развитие подрастающего поколения. Общеобразовательная школа не занимается подготовкой обучающихся к выступлениям на специальных соревнованиях для спортсменов и демонстрации наивысшего спортивного мастерства, поэтому на уроках физической культуры могут быть включены только отдельные элементы этого вида спорта. Многообразие физических упражнений на основе самбо, которые часто выполняются с партнёром, позволяет успешно решать задачу формирования универсальных учебных действий.

Например, формирование коммуникативных УУД. Во-первых, перед занятиями учащиеся должны оперативно подготовить место: до начала первого урока постелить борцовский ковёр (или дзюдоистское татами), после последнего урока учащимся необходимо привести универсальный спортивный зал в исходную форму. Это возможно сделать только при чёткой самоорганизации и взаимодействии между обучающимися. Процесс постилки и уборки ковра можно считать тоже физическим упражнением. Во-вторых, каждый учащийся должен уметь договариваться со сверстниками при выборе партнёра для выполнения упражнений. Далее, обучающиеся осуществляют подстраховку и взаимопомощь при выполнении учебных заданий. При этом возникает взаимодействие с партнёром при котором оба пытаются понять технику и почувствовать эффект от выполняемых двигательных действий, смотрят и анализируют действия других участников учебного процесса. Устанавливается вербальная связь и единое информационное поле.

Учащийся участвует в теоретической и практической помощи своему партнёру, в формировании необходимых навыков. Уважение к партнёру, взаимодействие и взаимовыручка постоянно присутствуют на уроках. Множество элементов простой акробатики, упражнений для развития ориентации в пространстве, реакции, быстроты, гибкости, ловкости и силы, бросков и способов выхода на болевые приёмы позволяют разработать программу для любой возрастной группы. Богатый опыт набора двигательных действий позволяет подобрать упражнения, как для мальчиков, так и для девочек.

При проведении занятий на основе самбо целесообразно использовать большие мониторы или медиапроекторы для предоставления обучающимся дополнительной информации.

Также на таких уроках может успешно решаться задача по установлению межпредметных связей. К примеру, в нашей практике осуществлялось обучение разговорному национальному языку (в нашем случае это вепсский и финский). Все специальные термины, к которым относятся названия приёмов самбо, не переводятся на другие языки. Урок идёт на русском языке. При этом на видео, помимо изучаемых двигательных действий, возникают отдельные слова и фразы на вепсском и финском языках. Например, входя в зал в начале урока, учащийся может наблюдать слово «Tervetuloa oppitunnille», что можно понимать, как «Добро пожаловать на урок». Далее урок может сопровождаться такими словами, как: «Kuperkeikka» - кувырок, «Jalka» - нога, «Istukaa» - садитесь, «istu» - садись, и т.п. В конце урока на экране учащиеся видят: «Moi, moi», «Hei, hei», или «näkemiin», что означает «увидимся» или «до свидания». Таким образом, в памяти учеников откладываются необходимые для общения и понимания слова и разговорные фразы. Урок приобретает более интересную форму с более высоким и сложным уровнем своей полезности.

Самбо является национальным видом спортивных единоборств. В традициях самбо - воспитание у учащихся толерантности, объединение народов, населяющих Российскую Федерацию. Национальные языки при объединяющем всех русском языке позволяют личности глубже осознать принадлежность себя к многонациональному государству.

В дополнение к национальным языкам, на уроках с элементами самбо возможно ознакомление с иностранными языками, что будет способствовать распространению самбо по всему миру.

Другим примером установления межпредметных связей на данных занятиях может послужить применение учебного материала по географии: использование фильмов, демонстрирующих расположение регионов России, природу, национальные особенности нашей страны. Такие подходы к преподаванию предмета позволяют расширить познания о государстве, в полной мере осознать территориальное и национальное богатство страны, способствовать осознанию личностью понятия Гражданин Российской Федерации, повысить его значимость и ценность.

Так почему именно самбо? Самбо – национальный вид спорта, признанный в мире, созданный на территории современной Российской Федерации. Самбо укрепляет многонациональные связи страны. Выполняемые учащимися физические упражнения происходят на относительно небольшом пространстве. При передвижении на уроке присутствует возможность считывания видеоинформации и восприятие аудиоинформации, что повышает уровень образовательного воздействия на учащихся. Огромное количество физических упражнений позволяет наиболее качественно и разнообразно воздействовать на организм обучающегося.

Полин Олег Евгеньевич. Учитель высшей категории.  

ГБОУ РК "Карельский кадетский корпус имени Александра Невского".

 Журнал "Педагогический вестник Карелии" http://kiro-karelia.ru/journal/nomera/3-43  .

Статья в закладке меню "Журнал" - "Электронная версия журнала" №3 (43).